1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога (далее Положение)  разработано в соответствии с требованиями, установленными

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки  РФ от 17.12.2010 г.№19644  «Об  утверждении федерального  государственного образовательного стандарта основного  общего образования»;
  • приказом  Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"
  • приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
  • основной образовательной программой основного общего образования;
  • основной образовательной программой начального общего образования;
  • Уставом образовательного учреждения.

1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса).

1.3. Рабочая программа, утвержденная  ОУ – это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения  учебного предмета (курса), требования к результатам освоения основной образовательной программы.

1.4. Рабочая программа как  компонент основной образовательной программы ОУ является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ.

1.5. Цель Рабочей программы  — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (курсу). Рабочие программы отдельных учебных предметов (курсов) должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.

Задачи Рабочей  программы:

- сформировать представление о практической реализации федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

- определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов (курсов) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

-   является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;

-   определяет содержание образования по учебному предмету (курсу) на базовом и повышенном уровнях;

-    обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

-     реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

 -     создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

 

-     обеспечивает достижение планируемых результатов каждым учащимся.

 

2. Разработка Рабочей программы

 

2.1.Разработка Рабочих программ  относится к компетенции ОУ и реализуется им самостоятельно.

2.2. Рабочая программа составляется педагогом  по конкретному предмету на период1-4 класс,  5 - 9 класс

2.3. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины.

 2.4. Допускается разработка Рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения.

2.5. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является структурным элементом образовательной программы, второй хранится у учителя.

2.6. При составлении, рассмотрении и утверждении Рабочей программы  должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

- федеральному государственному образовательному стандарту;

- примерной программе по учебному предмету (курсу);

- основной образовательной программе (адаптированной образовательной программе) ОУ;

- учебному плану ОУ;

2.7. Если в примерной  программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в Рабочей программе по предмету  (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся, включая детей с ОВЗ.

2.8. Рабочая программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса, учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и материально-техническое обеспечение ОУ.

2.9. Рабочая программа является обязательным документом  для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета учащимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.

 

3.  Оформление и структура Рабочей программы

 

3.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса; с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3) тематическое планирование с указанием видов деятельности обучающихся

Пояснительная записка рабочей программы конкретизирует цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

3.2. Структура Рабочей программы:

 

п/п/

Элементы рабочей программы

Содержание элементов Рабочей программы

1.

Титульный лист

- полное наименование ОО;

- грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей программы (далее РП);

- название учебного предмета, курса;

- указание класса, где реализуется РП;

- фамилия, имя, отчество учителя, составителя РП,

- название населенного пункта и года разработки РП.

2.

Пояснительная записка

-    нормативные-правовые акты, на основании которых разработана рабочая программа;

-    общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-    задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

3.

Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса и т.д.

- личностные;

- метапредметные ;

- предметные (ученик научится; ученик получит возможность научиться).

4.

Содержание учебного предмета, курса и т.д.

- перечень разделов/блоков;

- количество часов, отводимое на изучение раздела/блока;

- содержание  каждого раздела ( блока)

5.

Тематическое планирование

- наименование разделов (блока);

- основные виды учебной деятельности

5.

Календарно-тематическое планирование ( является приложением)

- порядковый номер урока;

- дата проведения урока (возможно указание планируемой недели с последующим уточнением фактической даты проведения урока);

- тема урока;

- количество часов, отведенных на освоение программного материала;

- виды деятельности учащихся;

- планируемые результаты (УУД).

 

4. Рассмотрение и утверждение Рабочей программы.

 

 4.1. Рабочая программа учебного предмета (курса) обсуждается на заседании школьного методического объединения, реомендована к работе педагогическим советом,  утверждается руководителем ОУ.

4.2.  Руководитель ОУ вправе провести экспертизу Рабочих программ непосредственно в ОУ или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального  государственного образовательного стандарта, примерной программе учебного предмета, Положению о Рабочих программах.

4.3. При несоответствии Рабочей программы установленным требованиям, руководитель ОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

4.4. Решение о внесении изменений в Рабочие программы  рассматривается и принимается на школьном методическом объединении, утверждается  директором ОУ.

4.5. Утвержденные Рабочие программы  являются составной частью основной образовательной программы ОУ, входят в обязательную нормативную локальную документацию ОУ, публикуются на официальном сайте ОУ.

4.6. Администрация ОУ осуществляет контроль реализации Рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля.

4.7. ОУ несет ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании   за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

 

5. Делопроизводство

 

5.1. Администрация ОУ осуществляет систематический  контроль за выполнением Рабочих   программ,   их   практической   части,   соответствием записей в классном журнале содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).

5.2. В случае невыполнения Рабочей программы по итогам проверки учитель фиксирует необходимую информацию  в листе  корректировки в конце каждой четверти (полугодия)..

5.3. Итоги проверки Рабочих программ подводятся  на совещании при директоре, отражаются в приказах по ОУ.

 

К Положению о Рабочих программах

Титульный лист

Образец

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ  №34

 

 

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

 

___________/____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ школы №34

____________ П.И.Бондарев

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

русский язык

2018– 2019 учебный год

 

 

 

 

 

Учитель                                Буянова  Наталья  Валентиновна, I КК

Класс                           5 «Б»

Всего часов в год       175

Всего часов в неделю          5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новокузнецк, 2018

К Положению о Рабочих программах

Структура Пояснительной записки

 

 

Пояснительная записка

 

·         Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО (название нормативного документа, например: приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)

·         Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО, ООО, СОО по (название предмета) с учетом авторской программы (Ф.И.О. авторов программы, название программы)

·        Рабочая программа ориентирована на учебник:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

 

 

 

 

 

 

 

·        Если есть изменения в содержании РП по сравнению с авторской программой по предмету, то они должны быть отражены и обоснованы (возможна сравнительная таблица своей и авторской программ).

·        Если в классе есть дети с особыми запросами (одаренные, с ОВЗ), необходимо прописать методы работы с ними.

·        Также в пояснительной записке отражаются ежегодные корректировки Рабочей программы в связи с особенностями класса.

 

 

 

К Положению о Рабочих программах

Структура Календарно-тематического планирования

 

 

Календарно-тематическое планирование

  

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты[1]

Виды/

формы

контроля

по плану

по факту

Раздел (блок) 1.    ……….   -  … часов

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

  

Типы уроков:

 

1.      Урок изучения нового материала

2.      Урок совершенствования знаний, умений, навыков (метапредметных умений, УУД)

3.      Урок обобщения и систематизации

4.      Урок контроля и коррекции

5.      Комбинированный урок

Классификация (примерная) нетрадиционных уроков:

1.      Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок – общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.

2.      Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.

3.      Уроки творчества: урок-выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок.

4.      Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок или жe урок-научное заседание по определенной теме.

 

К Положению о Рабочих программах

 

Содержание учебного предмета, курса

 

 

Содержание учебного предмета (курса)

 

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

лабор.

раб.

практ.

раб.

сочинен.

контр.

раб.

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Формы организации учебной деятельности

 

·        Основные виды учебной деятельности

 

Образец

 

 

Лист корректировки календарно-тематического планирования

 

Предмет______________

Класс    ______________

Учитель______________

 

2018-2019 учебный год

 

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано

79,80

Значение бактерий

2

1

карантин

Уплотнение программы

90

Царство грибов

1

0

Выходной день 24.02.18

Тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем

150

Лишайники

1

1

б/л

Объединение тем

151

Экологические сообщества

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к оформлению рабочей программы.

Для набора текста документа используется формат Word, шрифт TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание осуществляется по ширине, поля страницы: верх – 1 см, низ – 1 см, лево (отступ) – 2 см,  право – 1 см.  Таблицы вставляются в текст документа (в таблицах используется кегль 12). 



[1] При этом в тематическом плане планируемым результатом будет не в общем и целом сформированные УУД, например коммуникативные, а некоторые их показатели, такие как умение не просто высказывать, но и аргументировать свое мнение или умение и убеждать, и уступать и т.д. Планируемые результаты пишутся на раздел (блок).

 

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год