Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребёнка. Новые знакомства, новые условия деятельности, новая жизнь.Адаптацияот лат.– приспособление к среде. В биологическом смысле процессы адаптации направлены на сохранение равновесия.

Школьная адаптация - усвоение форм взаимодействия, правил  поведения и обучения. Школа способствует освоению ребенком новой социальной роли – роли ученика. Первокласснику  впервые предстоит столкнуться с несколькими важными изменениями в его жизни: освоение нового пространства, понимание  правил по которым дети общаются в классе друг с другом, с учителем. Ответить на вопрос: Чем я отличаюсь от себя вчерашнего? Чем я могу гордиться?

Школьная адаптация состоит из трех  важных компонентов.

Физиологическая адаптация – постепенное привыкание ребенка к школьным нагрузкам. Перед учеником ставится задача сидеть неподвижно 30-45 минут, держать спину ровно, слушать учителя, выполнять задания. Детскому организму требуется время для того чтобы он перестроился. В начале учебного года дети часто болеют,  это говорит о том, что организм ребенка плохо справляется с непростой задачей физиологической адаптации.

Социальная адаптация. Предполагает наличие у детей умения слушать, адекватно реагировать на слова учителя, самостоятельно выполнять задания. Ребенок учится понимать требования и правила школьной жизни, признавать авторитет учителя, устанавливать контакт со сверстниками.

Психологическая адаптация. Принятие позиции школьника, готовность к получению знаний.

После усвоения  ребенком  основных правил  можно говорить о том, что он изменился психологически.

Облегчить физиологическую адаптацию можно, если:

  • продумать и чётко прописать режим дня первоклассника;
  • укладывать его спать  в одно и то же время;
  • совершать прогулки не менее 1,5 часа в день;
  • чередовать виды деятельности: после занятий – подвижные игры;
  • в школу давать ребёнку перекус (сок, фрукт, йогурт), это поможет поддержать силы, если он устал к концу дня;
  • не оставлять на продлёнке – отдых дома полноценнее;
  • по возможности не отменять дневной сон.

Облегчить социальную адаптацию возможно, если:

  • научить ребёнка правилам общения с другими учениками в классе;
  • обратить его внимание на то, как важно быть вежливым;
  • обучать ребёнка самостоятельности: пусть он учится сам собирать портфель, убирать за собой рабочее место, выполнять задания (например, поделки к празднику).

Психологическая адаптация пройдёт легче, если:

  • привлекать ребёнка к процессу покупки тетрадок и книжек, организации рабочего места;
  • поддерживая ребенка своей уверенностью в том, что у него всё получится, направлять на достижение хороших результатов;
  • обеспечить ему благоприятную психологическую обстановку в семье.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что сегодня изучали?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.
  1. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность. 
  1. Развивайте любознательность, поощряйтелюбопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. 
  1. Покупайте и дарите книги. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам.Обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение. 
  1. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок. 
  1. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки. 
  1. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает увиденное, делится впечатлениями о прожитом. 
  1. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе. 
  1. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

Родителям важно на этом этапе поддерживать и направлять ребенка. Внимание и родительская забота сделают протекание процесса адаптации наиболее быстрым и комфортным.Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые трудные дни и недели в школе.

 

Материал  подготовила  Мельдзер О.А.

педагог - психолог МБОУ «СОШ № 60» 

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год