Адаптация
Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребёнка. Новые знакомства, новые условия деятельности, новая жизнь.Адаптацияот лат.– приспособление к среде. В биологическом смысле процессы адаптации направлены на сохранение равновесия.
Школьная адаптация - усвоение форм взаимодействия, правил поведения и обучения. Школа способствует освоению ребенком новой социальной роли – роли ученика. Первокласснику впервые предстоит столкнуться с несколькими важными изменениями в его жизни: освоение нового пространства, понимание правил по которым дети общаются в классе друг с другом, с учителем. Ответить на вопрос: Чем я отличаюсь от себя вчерашнего? Чем я могу гордиться?
Школьная адаптация состоит из трех важных компонентов.
Физиологическая адаптация – постепенное привыкание ребенка к школьным нагрузкам. Перед учеником ставится задача сидеть неподвижно 30-45 минут, держать спину ровно, слушать учителя, выполнять задания. Детскому организму требуется время для того чтобы он перестроился. В начале учебного года дети часто болеют, это говорит о том, что организм ребенка плохо справляется с непростой задачей физиологической адаптации.
Социальная адаптация. Предполагает наличие у детей умения слушать, адекватно реагировать на слова учителя, самостоятельно выполнять задания. Ребенок учится понимать требования и правила школьной жизни, признавать авторитет учителя, устанавливать контакт со сверстниками.
Психологическая адаптация. Принятие позиции школьника, готовность к получению знаний.
После усвоения ребенком основных правил можно говорить о том, что он изменился психологически.
Облегчить физиологическую адаптацию можно, если:
- продумать и чётко прописать режим дня первоклассника;
- укладывать его спать в одно и то же время;
- совершать прогулки не менее 1,5 часа в день;
- чередовать виды деятельности: после занятий – подвижные игры;
- в школу давать ребёнку перекус (сок, фрукт, йогурт), это поможет поддержать силы, если он устал к концу дня;
- не оставлять на продлёнке – отдых дома полноценнее;
- по возможности не отменять дневной сон.
Облегчить социальную адаптацию возможно, если:
- научить ребёнка правилам общения с другими учениками в классе;
- обратить его внимание на то, как важно быть вежливым;
- обучать ребёнка самостоятельности: пусть он учится сам собирать портфель, убирать за собой рабочее место, выполнять задания (например, поделки к празднику).
Психологическая адаптация пройдёт легче, если:
- привлекать ребёнка к процессу покупки тетрадок и книжек, организации рабочего места;
- поддерживая ребенка своей уверенностью в том, что у него всё получится, направлять на достижение хороших результатов;
- обеспечить ему благоприятную психологическую обстановку в семье.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:
- Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что сегодня изучали?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.
- Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
- Развивайте любознательность, поощряйтелюбопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков.
- Покупайте и дарите книги. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам.Обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
- Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
- Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки.
- Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
- Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
- Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
Родителям важно на этом этапе поддерживать и направлять ребенка. Внимание и родительская забота сделают протекание процесса адаптации наиболее быстрым и комфортным.Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые трудные дни и недели в школе.
Материал подготовила Мельдзер О.А.
педагог - психолог МБОУ «СОШ № 60»