Подростковый возраст один из самых важных и, одновременно, сложных периодов в жизни любого человека. Хронологические рамки для данного периода 11 – 15 лет.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, трудный, но чаще как возраст полового созревания и психологического взросления ребенка. Развитие детей на этом этапе носит сугубо индивидуальный характер: одни развиваются быстрее, другие в чем-то отстают от остальных или, наоборот опе­режают.

Во время созревания  организм  подростка  претерпевает важные, многочисленные изменения,  характеризующиеся увеличением роста, веса,  развитием  костной системы, мышечного аппарата, функцией внутренних органов, гормональными всплесками. Наблюдаются изменения кровяного давления,  структурные и функциональные изменения церебральной активности, высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики. 

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости» - эмоциональной лабильности, связанной с перестройками, происходящими в организме. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений.  В данный период развития дети очень эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса.

В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками.  Поэтому, подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться.

Многие особенности поведения ребенка объясняются желанием казаться взрослым,  он пытается отстоять свою самостоятельность, приобрести право голоса,  стремится к независимости. Склонность к автономии выражается  в  снятии ограничений, получении адекватных прав и обязанностей, в желании избавиться от родительской опеки,  но не путем разрыва отношений (хотя  в редких случаях возможен и такой вариант), а скорее создания отношений иного качества. Переоценка подростком своих возможностей порождает конфликты с окружающими.

Подросток, находясь в положении между взрослым и ребенком, отвергает  свою принадлежность к детям, и постоянно сравнивает себя со старшим поколением. Чтобы  казаться взрослым, подростки прибегают к следующим  приемам:

1.Подражание  внешним признакам - курение, употребление спиртного, использование ненормативной лексики.

2.Идеоторное подражание - равнение подростков-мальчиков на качества «настоящегомужчины» - сила, смелость, мужество, выносливость, воля. Девушки используют косметику, украшения, приемы кокетства.

3.Социальная зрелость  - плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи.

4.Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему.

В период отрочества  происходит смена  ведущей деятельности.  Этой деятельностью является  интимно-личностное общение со сверстниками. В общении происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Дети ищут в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Оценки группы начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых, поэтому на  поведение и деятельность подростка су­щественное влияние оказывает мнение товарищей.

В подростковом возрасте происходят первые попытки самоанализа, сравнивание себя с другими, формируется представление о «Я  - идеальном».   По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

На данном этапе  развития происходит становление нового уровня самосознания выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, уникальность и неповторимость. Подросток самоопределяется, примеряя на себя различные социальные роли.

В этот момент  подросток, с одной  стороны,  может   видеть и оценивать себя как  достойного, заслуживающего  уважения человека, а  с другой  стороны – как  личность, обладающую  реальными недостатками, от которых  надо  избавляться. Но  и  в  этом  подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он чаще пытается по-детски преувеличить свои до­стоинства и так, же по-детски преуменьшить   недостатки.

В этот период родителям необходимо объяснять подростку,  что быть взрослым это, прежде всего ответственность за свои действия и поступки.

 

Родителям необходимо:

 

  1. Быть терпеливыми и мудрыми, проявлять тактичность!
  2. Быть аккуратнее в выражениях. Подростки очень критично относятся к замечаниям в их адрес. Необходимо понимать, что любое замечание или критика могут очень серьезно повлиять на самооценку ребёнка. Это может пошатнуть их веру в то, что они, например, хорошие дети для своих родителей.
  3. Выстраивайте доверительные отношения с детьми. Необходимо не использовать власть и авторитет, а уметь договариваться с подростком. Если отношения доверительные, ребенку предоставляется    «разумная» свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче. Говорите о том, что вы гордитесь ими и верите, в то, что они вырастут достойными людьми.
  4. Слушать и проявлять понимание. Если вы хотите уважения со стороны своего подростка, нужно помнить, что он уже не ребенок, а повзрослевший со своими интересами и мнениями очень чувствительный человек. Вы никогда не должны подходить к нему с позиции: «Что ты знаешь? Ты все еще ребенок, ты должен меня слышать». Выслушайте то, что вам хочет сказать подросток, и постарайтесь понять его.
  5. Поддерживать, не оказывая давление. Из-за изменений, происходящих в подростковом возрасте, происходит сильнейшая нагрузка на организм и психику. Чем больше давление – тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться.
  6. Организовывая досуг подростка, помните, что дополнительная нагрузка в виде занятий секциями и кружками приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.

 

Материал  подготовила  Мельдзер О.А.

педагог- психолог МБОУ «СОШ № 60» 

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год