ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст один из самых важных и, одновременно, сложных периодов в жизни любого человека. Хронологические рамки для данного периода 11 – 15 лет.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, трудный, но чаще как возраст полового созревания и психологического взросления ребенка. Развитие детей на этом этапе носит сугубо индивидуальный характер: одни развиваются быстрее, другие в чем-то отстают от остальных или, наоборот опережают.
Во время созревания организм подростка претерпевает важные, многочисленные изменения, характеризующиеся увеличением роста, веса, развитием костной системы, мышечного аппарата, функцией внутренних органов, гормональными всплесками. Наблюдаются изменения кровяного давления, структурные и функциональные изменения церебральной активности, высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости» - эмоциональной лабильности, связанной с перестройками, происходящими в организме. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. В данный период развития дети очень эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса.
В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Поэтому, подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться.
Многие особенности поведения ребенка объясняются желанием казаться взрослым, он пытается отстоять свою самостоятельность, приобрести право голоса, стремится к независимости. Склонность к автономии выражается в снятии ограничений, получении адекватных прав и обязанностей, в желании избавиться от родительской опеки, но не путем разрыва отношений (хотя в редких случаях возможен и такой вариант), а скорее создания отношений иного качества. Переоценка подростком своих возможностей порождает конфликты с окружающими.
Подросток, находясь в положении между взрослым и ребенком, отвергает свою принадлежность к детям, и постоянно сравнивает себя со старшим поколением. Чтобы казаться взрослым, подростки прибегают к следующим приемам:
1.Подражание внешним признакам - курение, употребление спиртного, использование ненормативной лексики.
2.Идеоторное подражание - равнение подростков-мальчиков на качества «настоящегомужчины» - сила, смелость, мужество, выносливость, воля. Девушки используют косметику, украшения, приемы кокетства.
3.Социальная зрелость - плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи.
4.Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему.
В период отрочества происходит смена ведущей деятельности. Этой деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. В общении происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Дети ищут в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Оценки группы начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых, поэтому на поведение и деятельность подростка существенное влияние оказывает мнение товарищей.
В подростковом возрасте происходят первые попытки самоанализа, сравнивание себя с другими, формируется представление о «Я - идеальном». По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
На данном этапе развития происходит становление нового уровня самосознания выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, уникальность и неповторимость. Подросток самоопределяется, примеряя на себя различные социальные роли.
В этот момент подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую реальными недостатками, от которых надо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он чаще пытается по-детски преувеличить свои достоинства и так, же по-детски преуменьшить недостатки.
В этот период родителям необходимо объяснять подростку, что быть взрослым это, прежде всего ответственность за свои действия и поступки.
Родителям необходимо:
- Быть терпеливыми и мудрыми, проявлять тактичность!
- Быть аккуратнее в выражениях. Подростки очень критично относятся к замечаниям в их адрес. Необходимо понимать, что любое замечание или критика могут очень серьезно повлиять на самооценку ребёнка. Это может пошатнуть их веру в то, что они, например, хорошие дети для своих родителей.
- Выстраивайте доверительные отношения с детьми. Необходимо не использовать власть и авторитет, а уметь договариваться с подростком. Если отношения доверительные, ребенку предоставляется «разумная» свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче. Говорите о том, что вы гордитесь ими и верите, в то, что они вырастут достойными людьми.
- Слушать и проявлять понимание. Если вы хотите уважения со стороны своего подростка, нужно помнить, что он уже не ребенок, а повзрослевший со своими интересами и мнениями очень чувствительный человек. Вы никогда не должны подходить к нему с позиции: «Что ты знаешь? Ты все еще ребенок, ты должен меня слышать». Выслушайте то, что вам хочет сказать подросток, и постарайтесь понять его.
- Поддерживать, не оказывая давление. Из-за изменений, происходящих в подростковом возрасте, происходит сильнейшая нагрузка на организм и психику. Чем больше давление – тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться.
- Организовывая досуг подростка, помните, что дополнительная нагрузка в виде занятий секциями и кружками приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.
Материал подготовила Мельдзер О.А.
педагог- психолог МБОУ «СОШ № 60»