Немецкий психолог  Герман Эбингауз составил  «Кривую забывания», согласно которой, механическое зазубривание информации через час позволит извлечь из глубин вашей памяти 60% изученного материала, через 10 часов - 35%, через 6 дней вы будете помнить  только 20% необходимого.

Существуют методы, которые позволят сохранить в памяти необходимую информацию на более длительный срок.

Вникаем в суть. Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее, переходит в долговременную память и хранится намного дольше, особенно, если его повторять с переодичностью.

 Повторение с интервалом. Метод с интервальным повторением помогает выучить информацию любых объемов. Первое повторение прочитанного материала происходит сразу после его воспроизведения. Второе через 20 минут. Третье спустя 6-8 часов. Четвертое через сутки.

Эффект края. Доказано, что из прочитанного мы запоминаем лучше  начало и конец текста. Прочтите текст выделите наиболее сложные части заучивайте их либо первыми, либо последними. В большенстве случаев этот метод срабатывает на 100%.

Метод Фейнмана. Ричард Фейнман лауреат Нобелевской премии физик, теоретик. Метод основан на объяснении  нового материала простым понятным языком. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить. Объединяем имеющуюся иформацию воедино, и пересказываем.

Массированное запоминание. Конспектируем необходимую информацию, преобразовываем ее, чтобы она была понятна и проста. Контрастируем цветом наиболее важные моменты. Задействуем все органы восприятия: переписываем, просматриваем материал, проговариваем и прослушиваем его.

Метод интерференции. Схожие воспоминания смешиваются, новая информация, накладываясь на уже имеющуюся, усложняет процесс запоминания. Смена обстановки способствует лучшему  запоминанию.  Разбейте информацию на блоки. Учите информацию в разных комнатах, в парке, транспорте, если это возможно. Техника освоения информации по блокам предотвратит перемешивание информации.

Использование мнемотехник. Приемы мнемотехники основаны на визуализации (создании образов и ассоциативных связей). При чтении текста, старайтесь каждое ключевое слово перевести в картинку в своем воображении. Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом. При необходимости,  чтобы вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из значимых. В этом случае мозг выдаст весь запомнившийся в образах материал. Например, все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". 

  • Рифмуйте информацию, которую вам тяжело запомнить.  
  • Помогает овладеть новым материалом его. Если вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.   
  • Чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Структурирование информации. Метод заключается в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания. Представьте, что вы учите стих: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

 

 

Материал подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ № 60» О.А. Мельдзер

Полезные ссылки

 

 
  
 

Электронная школа 2.0

 

 Официальный информационный портал

Единого государственного экзамена

 
Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год